О системе Получить доступ Партнеры Актуально Контакты
29/07
О документообороте при переводе оборудования б/у в металлолом
29/07
Учет расходов, понесенных Обществом в связи с отменой командировки
29/07
Заключение договора на оказание медицинских услуг с подрядными организациями
Главная  >  Прочие расходы  >  Возможность включения расходов на ликвидацию аварии в первоначальную стоимость скважины
Подписка Вход Регистрация
Нефть и газ. Прочие расходы

11/04/2016 Возможность включения расходов на ликвидацию аварии в первоначальную стоимость скважины

Ситуация:

Общество заключило договор с подрядчиком на строительство  поисково-оценочной скважины. Во время строительства скважины произошла авария, для ликвидации аварии привлечена третья сторона и заключен  договор на выполнение работ по ликвидации аварии и консервации скважины.

 

Вопросы:

1.            Можно ли включить затраты по ликвидации аварии в стоимость скважины? Просьба рассмотреть вопрос с точки зрения бухгалтерского и налогового учета.

2.            Просим привести порядок документального оформления расходов на ликвидацию аварий.

 

Заключение:

1.            По нашему мнению, в бухгалтерском и налоговом учете затраты, направленные на ликвидацию последствий аварии, не следует включать в первоначальную стоимость скважин.

Полагаем, что в бухгалтерском учете подобные расходы подлежат отражению следующим образом:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

1

Услуги организации, выполняющей работы по устранению последствий аварии, отражены на счете учета недостач и потерь от порчи ценностей

94

60

2

Сумма ущерба, признанная сторонними лицами (к примеру, организацией, осуществлявшей строительство скважины), отражена в составе дебиторской задолженности таких лиц

76

94

3

Сумма ущерба, признанная Обществом, отнесена на прочие расходы  Общества

91

94

В налоговом учете расходы на устранение последствий аварии следует учесть в составе внереализационных расходов на основании подп. 6 п.1 ст. 265 НК РФ.

2.            По нашему мнению, в целях учета указанных в ситуации расходов Обществу следует подготовить следующие документы:

-                   документы, фиксирующие факт аварии и подтверждающие осуществление Обществом действий по выяснению ее причин: к примеру, внутренний распорядительный документ (приказ, распоряжение), содержащий информацию о случившейся аварии и распоряжение о назначении состава комиссии  по расследованию ее причин, а также перечень проводимых в связи с расследованием мероприятий[1]:

-                   документы, подтверждающие выполнение работ по устранению последствий аварии подрядной организацией – договор, акты выполненных работ, отчеты о проделанной работе и т.п.

-                   документы, фиксирующие результаты проведенного расследования: акт расследования причин аварии, протокол совещания комиссии (группы лиц, ответственных за выяснение причин аварии), в которых будут установлены причины аварии и которыми будет распределена ответственность за ее возникновение;

-                   претензии, выставленные подрядной организации; документы, подтверждающие признание сумм убытков подрядной организацией либо подтверждающие урегулирование сумм понесенных убытков между сторонами (Обществом и подрядной организацией);

-                   внутренний распорядительный документ Общества о списании расходов на финансовый результат Общества.

В целях минимизации вероятности споров с налоговыми органами возможно подготовить также дополнительные документы, подтверждающие обоснованность  признания в налоговой базе рассматриваемых расходов (перечень основан на анализе судебной практики):

-                   документы, составленные сторонними лицами (экспертами, экспертными организациями), в которых будет подтверждаться факт произошедшей аварии, а также характер и виды имеющихся разрушений;

-                   письменное подтверждение факта чрезвычайной ситуации со стороны соответствующих государственных учреждений (к примеру, Ростехнадзора).

 

Обоснование:

I.               Бухгалтерский учет.

Порядок формирования первоначальной стоимости объекта основных средств  в бухгалтерском учете регламентируется ПБУ 6/01[2] и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств[3].

В соответствии с п. 8 ПБУ 6/01 и п. 24 Методических указаний по учету основных средств, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

В п. 26 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств указано, что при изготовлении основных средств самой организацией[4] их первоначальная стоимость определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством этих основных средств.

В рассматриваемом случае, как следует из условий запроса, Общество понесло затраты на оплату работ, связанных со строительством скважины. В результате произошедшей аварии результаты части выполненных подрядчиком работ были «утрачены», и у Общества возникла необходимость провести восстановительные работы и устранить последствия аварии.

По нашему мнению, подобные расходы нельзя рассматривать как расходы, направленные на строительство скважины.

Указанные расходы направлены на ликвидацию последствий аварии, т.е. изначально причина несения таких затрат не связана со строительством скважины.

Кроме этого, включение таких расходов в первоначальную стоимость скважины, по нашему мнению, будет неверным, поскольку первоначальная стоимость скважины уже содержит стоимость тех работ, которые были выполнены подрядчиком до аварии. В случае, если первоначальную стоимость строящегося объекта увеличить на стоимость работ, направленных на ликвидацию последствий аварии, возникнет ситуация, при которой цена одних и тех видов работ будет включена в стоимость объекта дважды.

В связи с этим полагаем, что расходы на устранение последствий аварии не следует связывать с расходами, формирующими первоначальную стоимость объекта основных средств.

Иные основания, по которым расходы на устранение последствий аварии возможно было бы включить в первоначальную стоимость скважины, по нашему мнению, также отсутствуют.

Так, в соответствии с п. 14 ПБУ 6/01 и п. 41 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств изменение первоначальной стоимости объектов основных средств допускается только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки.

Из условий запроса не следует, что работы, направленные на устранение последствий аварии, приведут к улучшению первоначальных (спроектированных) характеристик скважины, т.е. такие работы нельзя квалифицировать как достройку, дооборудование, реконструкцию либо модернизацию.

На этом основании полагаем, что основания включать стоимость работ по ликвидации последствий аварии в первоначальную стоимость скважины отсутствуют.

По нашему мнению, расходы на проведение работ, направленных на устранение последствий аварии, следует отражать в бухгалтерском учете следующим образом.

Планом счетов и Инструкцией по его применению для учета сумм недостач и потерь от порчи материальных и иных ценностей предназначен счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»[5].

Полагаем, что до определения окончательной суммы ущерба, причиненного Обществу в результате аварии, а также до выяснения причин аварии, установления виновных лиц и осуществления действий, направленных на взыскание сумм убытков, расходы на оплату организации, восстанавливающей скважину после аварии, следует отражать на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

После определения виновных лиц суммы, отраженные на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» следует перенести на счета учета расчетов (в случае, если причиной возникновения аварии послужили действия подрядной организации) либо на счет учета прочих расходов (в случае, если причиной аварии будут признаны действия Общества).

Отметим также, что ответственность за возникновение аварии может быть распределена между сторонами равномерно либо в иной доле; в таком случае суммы, отраженные на счете 92 «Недостачи и потери от порчи ценностей» будут списаны на счета учета расчетов либо прочие расходы[6] в соответствующей пропорции.

Основанием для отражения в учете расходов, направленных на ликвидацию последствий аварии, являются следующие документы:

-        в части отражения расходов на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:

o   документы, фиксирующие факт аварии и подтверждающие осуществление Обществом действий по выяснению ее причин: к примеру, внутренний распорядительный документ (приказ, распоряжение), содержащий информацию о случившейся аварии и распоряжение о назначении состава комиссии по расследованию ее причин, а также перечень проводимых в связи с расследованием мероприятий[7]:

o   документы, подтверждающие выполнение работ по устранению последствий аварии подрядной организацией – договор, акты выполненных работ, отчеты о проделанной работе и т.п.

-        в части распределения расходов, отраженных на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», между счетами учета расчетов и прочими расходами:

o   документы, фиксирующие результаты проведенного расследования: акт расследования причин аварии, протокол совещания комиссии (группы лиц, ответственных за выяснение причин аварии), в которых будут установлены причины аварии и виновники ее возникновения;

o   документы, служащие основанием для списания расходов на устранение последствий аварии:

§  претензии, выставленные подрядной организации; документы, подтверждающие признание сумм убытков подрядной организацией либо подтверждающие урегулирование сумм понесенных убытков между сторонами (Обществом и подрядной организацией) – в части сумм, относимых на счета учета расчетов с подрядной организацией;

§   внутренний распорядительный документ Общества – в части сумм, относимых Обществом на счет учета прочих расходов.

В целях более наглядного представления описанного способа учета порядок отражения расходов, связанных с ликвидацией последствий аварии, рассмотрен на условном примере (пример приведен в приложении к настоящему письму).

II.            Налоговый учет.

Порядок формирования первоначальной стоимости объекта основных средств, приведенный в НК РФ, аналогичен порядку формирования первоначальной стоимости, установленному для целей бухгалтерского учета.

Так, согласно п.1 ст. 257 НК РФ, первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Аналогично обоснованию, приведенному ранее, полагаем, что для целей налогового учета расходы, направленные на ликвидацию последствий аварии, не следует включать в первоначальную стоимость скважины[8].

По нашему мнению, учет таких расходов необходимо организовать следующим образом.

Из положений подп. 6 п.2 ст. 265 НК РФ следует, что потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, учитываются в составе внереализационных расходов.

По нашему мнению, Общество вправе учесть расходы, связанные с ликвидацией последствий произошедшей на скважине аварии, в части, не компенсируемой подрядной организацией, в составе внереализационных расходов на основании указанной нормы.

В качестве документального оформления таких расходов, по нашему мнению, выступают документы, указанные в части I обоснования по настоящему письму.

Относительно возможных рисков, связанных с возможностью уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму указанных расходов, сообщаем следующее.

Существует письмо Минфина РФ[9], в котором финансовое ведомство рассмотрело вопрос о возможности учета в составе внереализационных расходов (на основании приведенной выше нормы) затрат на восстановление частично разрушенного в результате стихийного бедствия объекта недвижимости.

Минфин РФ на поставленный вопрос ответил следующим образом. Приведя нормы п. 1 ст. 257 о порядке определения первоначальной стоимости основного средства, а также положения п.2 ст. 257 НК РФ относительно того, что первоначальная стоимость объекта может изменяться только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и т.п., Минфин РФ указал на то, что расходы на восстановление поврежденного объекта следует включать в первоначальную стоимость такого объекта.

При этом существует судебное решение[10], в котором суд пришел к иному выводу: восстановление производственного помещения после аварии не привело к существенному улучшению первоначальных характеристик этого помещения (изменению опорных конструкций либо переустройству). Проведение работ было направлено на восстановление функций такого помещения, и никак не связано с проведением работ по реконструкции, модернизации и т.п.

Следует также отметить, что в указанном судебном решении спор возник в отношении объекта, который был введен в эксплуатацию и использовался в производственном процессе до возникновения чрезвычайной ситуации[11].

Отметим также, что в указанном споре в числе документов, подтверждающих правомерность признания расходов в налоговой базе по налогу на прибыль налогоплательщиком были представлены документы (техническое заключение и акт осмотра), составленные сторонними организациями и экспертами и определяющие вид и объемы повреждений помещения.

Консультантом также выявлено судебное решение[12], в котором налоговым органом оспаривалась правомерность учета в составе внереализационных расходов сумм затрат, направленных на восстановление поврежденной в результате аварии строящейся скважины. Налоговая инспекция оспаривала правомерность включения затрат в налоговую базу по налогу на прибыль на том основании, что, по ее мнению, факт аварии надлежащим образом не подтвержден; по мнению налогового органа, налогоплательщику следовало обратиться за подтверждением факта аварии в специализированные органы (МЧС России, службу Ростехнадзора и др.).

Тот факт, что налоговые органы и судьи обращают внимание на наличие письменного подтверждения факта возникновения чрезвычайной ситуации со стороны специализированных органов (МЧС России, МВД России, аварийных служб и т.п. – в зависимости от характера чрезвычайной ситуации), подтверждается также в других судебных спорах[13].

Суд отклонил довод инспекции, указав на то, что положения подп. 6 п.2 ст. 265 НК РФ не содержат императивного требования о необходимости регистрации факта наличия чрезвычайной ситуации в органах МЧС, и налогоплательщик представил документы, подтверждающие факт случившейся аварии, размер установленного ущерба и распределение ответственности между виновными лицами (в частности, протокол технического совещания).

В числе прочих факторов, на которые обращают внимание налоговые органы и суды при принятии решения о правомерности учета в составе внереализационных расходов затрат на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, возможно отметить следующие:

-        подтверждение того факта, что имущество было утрачено именно в результате чрезвычайной ситуации[14] (к примеру, имеется судебное решение[15], в котором судами было установлено, что подтопление грунтовыми водами не относится к чрезвычайным ситуациям, о которых идет речь в подп. 6 п.2 ст. 265 НК РФ);

-        объективность причин, обусловивших возникновение чрезвычайной ситуации (в частности, анализируется ситуация, при которой причиной возникновения таких ситуаций являются действия работников организаций-налогоплательщиков[16]).

С учетом проведенного анализа полагаем, что в целях минимизации вероятности споров с налоговыми органами относительно правомерности учета в налоговой базе расходов на устранение последствий произошедшего инцидента рекомендуем подготовить также следующие документы:

-        документы, составленные сторонними лицами (экспертами, экспертными организациями), в которых будет подтверждаться факт произошедшей аварии, а также характер и виды имеющихся разрушений;

-        письменное подтверждение факта чрезвычайной ситуации со стороны соответствующих государственных учреждений (к примеру, Ростехнадзора).

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

Пример[17].

В январе 2016 года на не завершенной строительством скважине произошла авария.

В целях устранения последствий произошедшей аварии Обществом была привлечена сторонняя подрядная организация, общая стоимость услуг которой составила 900 тыс. рублей. Подрядная организация обязалась выполнить все работы, связанные с ликвидацией последствий случившейся аварии, и привести скважину в «доаварийное» состояние.

Все работы были выполнены подрядной организацией в этом же месяце (январе 2016 года).

В январе 2016 года в Обществе был издан распорядительный документ (приказ), которым была назначена комиссия по расследованию причин аварии и установлению окончательного размера понесенного ущерба.

В феврале 2016 года комиссия, назначенная распорядительным документом Общества, закончила свою работу и представила на рассмотрение руководителям составленный по итогам расследования отчет.

Составленный по итогам проведенного расследования отчет был представлен на совещании, которое было проведено в Обществе в целях решения вопроса по урегулированию убытков, возникших в связи с произошедшей на скважине аварии.

По итогам совещания был составлен протокол, которым была установлена ответственность сторон в произошедшем инциденте. Сумма понесенных Обществом затрат была распределена пропорционально распределенному уровню ответственности:

-        70% убытков было отнесено на подрядную организацию, осуществлявшую строительство скважины;

-        30% убытков отнесено на Общество.

Протокол был подписан представителями подрядной организации, занимавшейся строительством скважины, что означало признание подрядчиком ответственности за произошедшее и согласие возместить Обществу соответствующие затраты.

Перечисленные операции были отражены на счетах бухгалтерского учета Общества в следующем порядке (см. табл.)[18].

Таблица.

№п/п

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, в тыс. руб.

Документальное оформление

Отражение операций в январе 2016 года

1

Услуги сторонней организации, выполняющей работы по устранению последствий аварии, отражены на счете учета недостач и потерь от порчи ценностей

94

60

900,00

·                    Внутренний распорядительный документ (приказ), в котором зафиксирован факт возникновения аварии и назначен перечень лиц, ответственных за выяснение причин произошедшей аварии;

·                    документы, подтверждающие расчеты Общества с подрядной организацией (договор, акты выполненных работ, отчеты о проделанной работе и т.п.)

Отражение операций в феврале 2016 года

2

Сумма ущерба, приходящаяся на организацию, осуществлявшую строительство скважины, отражена в составе дебиторской задолженности этой организации:

630,00=900,00*70% 

76

94

630,00

·                    отчет по выяснению причин аварии и установлению величины ущерба;

·                    протокол совещания, проведенного в Обществе, подписанный уполномоченным представителем подрядчика

3

Сумма ущерба, приходящаяся на Общество, отнесена на прочие расходы Общества:

270,00=900,00*30% 

91

94

270,00

·                    отчет по выяснению причин аварии и установлению величины ущерба;

·                    протокол совещания, проведенного в Обществе

4

Организация, осуществлявшая строительство скважины, перечислила сумму возмещения ущерба Обществу

51

76

630,00

 

·                    выписка с расчетного счета.

 



[1] Либо любые другие документы, составляемые в соответствии с порядком документооборота Общества при расследовании подобных видов инцидентов.

[2] Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н.

[3] Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н.

[4] Как следует из условий запроса, Общество осуществляло строительство скважин подрядным способом.

[5] Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утверждены приказом Минфина РФ о

Вы должны зарегистрироваться для получения полного доступа.

Если вы зарегистрированы, то вы должны встать на абонентское обслуживание.

Все права защищены © 1996-2014 РАСТАМ,
г. Тюмень, ул. Шиллера, д. 34 корп. 1/1
Тел.: +7 (3452) 40-41-50
Факс: +7 (3452) 40-00-21
e-mail: info@rastam.ru
Свидетельство МПТР России Эл N 77-6731
О системе Получить доступ Партнеры Актуально Контакты
Создание сайта «Три-Т»